Психологическое сопровождение государственной итоговой аттестации выпускников в форме единого государственного экзамена.
Российское образование уже не один год содрогается от различных нововведений: ЕГЭ, профильное обучение, информатизация, эксперименты с оплатой труда педагога, частичный переход к 11-летниму обязательному обучению.
Государство, провозглашая несколько лет назад, стратегию модернизации системы образования, четко заявило о смене ориентиров. Отныне миссией нашего образования стало РАЗВИТИЕ ребенка, формирование у него тех качеств, которые позволяют успешно действовать в условиях меняющегося мира. Красивая и правильная миссия. К тому же она наполнена психологическим смыслом и содержанием.
В общеобразовательных школах на протяжении нескольких лет педагогами-психологами осуществляется психологическая поддержка учащихся в ходе подготовки к экзаменам, реализуются программы занятий с выпускниками, разрабатываются рекомендации родителям и педагогам.
В нашей школе программа работы психологической службы по психологическому сопровождению государственной итоговой аттестации выпускников включена в план мероприятий по организации подготовки и проведения аттестации выпускников МБОУ «СОШ№13», реализуется через работу с учащимися, родителями и педагогами.
С целью повышения учебной мотивации психологом школы проводится изучение профессиональной направленности личности выпускников (ДДО, Карта интересов). Выявленные профессиональные склонности и способности позволяют определить преимущественные предметы и сферы будущего труда учащихся. По результатам диагностики проводятся индивидуальные и групповые консультации учащихся и их родителей.
С учащимися 9, 11 классов психолог проводит групповые консультации на тему «Как готовиться к экзаменам», «Как научиться сдавать экзамены», что помогает выпускникам самоорганизоваться в период подготовки к экзаменам.
Обучение учащихся навыкам саморегуляции проводится в процессе групповых консультаций, реализации программ антистрессовой подготовки и саморегуляции, программы тренинговых занятий «Я выбираю профессию», тренинги коммуникативных умений, тренинги социальных навыков «Я и они», «Я и мой выбор».
Выделяется работа по подготовке к экзаменационной сессии с учащимися группы риска. Психолог включен в состав Совета профилактики, участвует в подготовке и проведении заседаний. В Картах сопровождения разработаны рекомендации субъектам образования, ведутся Листы коррекционной работы. Наблюдается положительная динамика в развитии личностных качеств, профессиональных ориентации учащихся группы риска.
Учащиеся и родители обращаются к психологу на индивидуальные консультации по вопросам снятия психоэмоционального напряжения.
Консультирование родителей психологом по организации подготовки к экзаменам учащихся проводится в рамках родительских собраний, где освещаются вопросы режима дня, чередования видов деятельности, создания комфортной психологической обстановки.
Вопросы взаимоотношений в системе «учитель-ученик» в период экзаменационной сессии обсуждаются на малых педагогических советах, психолого-педагогических семинарах и в индивидуальном режиме, даются рекомендации по оптимизации социально-психологического климата.
Разрабатываются памятки по профилактике стрессовых состояний для учащихся, родителей, педагогов в период подготовки и сдачи экзаменов: «Профилактика стрессовых состояний», «Владеть собой», «Концентрация дыхания», «Настрой на проверку», «Накануне экзамена», «Как вести себя на экзамене?», «Рекомендации родителям», для педагогов по профилактике стрессовых состояний «Стресс на экзамене». Оформляются стенды в холле школы для учащихся и родителей по психологической подготовке к экзаменационной сессии.