Факторы создания благоприятного психологического климата урока
Педагогическая
деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых
особое место занимает урок.
Урок, как основная форма организации обучения
школьников, прошел длительный путь своего становления и совершенствования.
В
настоящее время совершенствование урока обуславливается современными целями
обучения, воспитание и развитие творческой, высоко нравственной личности,
особенностями совместной деятельности учителя и учиться по достижению
запланированной цели.
Гуманное
проявление современного урока можно наблюдать в самом его начале: учитель
обращается с учащимися с приветливой улыбкой, интригующим сообщением, что
сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого
пригодится не только при дальнейшей учебе, но и в жизни. Учитель с первых минут
стремиться обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При
этом на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и ориентации на
победное учение.
Анализ
методической литературы, показывает, что особенностью современного урока
является стимулирование учащихся к поиску закономерностей, совместного решения
проблем, дальнейшее их осмысление и обобщение. Т.С. Щуркова подчеркивает, что
современный урок-это поиск, открытие и осмысление истины современной
деятельности учителя и учащихся. Гуманизм современного урока состоит в
стремлении учителя обеспечить учащимся интересную поисковую деятельность,
приводящую к успеху.
В центре внимания на современном
уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса
обучения, создается условия для развития интересов и стремлений учащихся,
стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий
учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого,
уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.
Важен
психологический климат урока, который проявляется в
эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на
эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения
учителя и учащихся, моральными нормами и интересами.
В педагогической литературе наиболее полно
дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А.С.
Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную
особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон,
он выделял следующие его признаки:
Дружеское единение в
системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и
наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо
отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких
огорчений, не позорить его;
Проявление внутреннего,
уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие
чувства собственного достоинства у каждого ученика;
Защищенность всех членов
классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности
и беззащитности;
Разумная и полезная
деятельность всех на уроке;
Умение быть сдержанным в
движениях, словах.
Исследования показали, что позиция учителя на
уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение
учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С.
Макаренко говорил, обращаться к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они
(ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность».
При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой
слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления.
Этот аспект обучения самый сложный и требует от учителя трезвой самооценки.
«Когда постоянно находишься в позиции
обучающего, воспитывающего, руководящего, организующего, когда сама позиция
учителя,- пишет А.В. Мудрик,- предопределяет возможность постоянно что-то
изрекать, получать, надо обладать немалым мужеством, чтобы сказать самому себе:
«Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить».
Проведенный
опрос трех тысяч школьников старших классов показал, что только 42% учащихся в
ситуации выбора остались в своей школе; 48% ответили, что им все равно, где
учиться. Каждый десятый ответил, что с радостью сменил бы школу. Полученные
данные свидетельствуют о том, менее половины
учащихся испытывают в процессе обучения психологический комфорт, более
половины испытывают безразличие к школе, десятая часть чувствует дискомфорт.
Большой
воспитательный потенциал содержит в себе творческие задания, которые обогащают
структуру урока, создают благоприятную обстановку, неподходящую для развития личности.
Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.
Учителю важно помнить, что
психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение
учащихся к учителю – это важнейшее детерминанта психологической атмосферы
урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с
родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется,
как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и
многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.
Выделяется ряд факторов, способствующих
благоприятному психологическому климату:
Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной
модальности, можно выразить в деликатной форме.
Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности
учащихся, а также развивать в себе
педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или
иную ситуацию на уроке.
Одним из самых «взрывоопасных » этапов
урока является регулирование и коррекции поведение учащихся, оценка их знаний.
Неумеренное поощрение
или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты
разными учащихся. Психологически важно не захватить хорошо успевающего ученика
с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса
(А.В.Макаренко)
Обучение и воспитание
должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухолинский.)
Психологический дискомфорт на уроке для
учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального
бессилие педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать
свое профессиональное мастерство.
Приходить в кабинет
нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к
организованному началу урока.
Не тратьте время на
поиски страницы вашего предмета в классном журнале, следует отметить ее
закладкой заранее, приучить дежурных оставлять на столе учителя записку с
фамилиями отсутствующих учащихся.
Начинайте урок
энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок
ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
Увлекайте учеников
содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить
свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте
сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто
может на уроке отвлечься.
Мотивируя оценки знаний,
следует знать ученику, над, чем ему следует поработать еще. Это будет приучать
к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания
учителя надо выполнять обязательно.
Заканчивать урок общей
оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство
удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить
положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком
часто.
Прекращать урок со
звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживать от излишних
замечаний.
Помнить, налаживание
дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь
не идет на пользу.
Обращаться за помощью к
самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.
Не допускать конфликтов
с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его
разрешения.
Помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что
справедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах
учеников.
Таким образом, благоприятный
психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику!