АНАЛИЗ
проведения предметной недели МО
«Обществознание», проходившей в МКОУ СОШ №13
со 2.12. по 9.12 2013 года
На заседании МО учителей общественных дисциплин был
разработан и утвержден план внеклассных мероприятий и график открытых уроков с
использованием ИКТ, которые проведут учителя предметники в рамках недели
общественных наук в декабре.Предметная
неделя прошла по плану, были проведены следующие мероприятия.
Открытый
урок обществознания провела учитель Голубцова
Т.В. в 10 классе на тему «Социальная сфера общества». Тип урока
повторительно-обобщающий. Форма урока: урок-практикум, подготовка к ЕГЭ: работа
над заданиями части В и С. В начале урока учитель обратился к ученикам со
вступительным словом, где сообщил о том, что 25% вопросов ЕГЭ, содержащихся в
КИМах, посвящено социальной сфере
общества, поставил перед учащимися цель урока: отработать задания части С1-С4,
С8 и В5, В6. Для работы на уроке учащиеся были разделены на группы, которые
работали над заданиями к тексту, каждая группа отвечала на определённый вопрос.
Затем группы сообщали ответы, и таким
образом, выполнялись все задания С1-С4. Затем выполнялись задания части В5. В
этих заданиях необходимо определить какие положения текста носят оценочный, фактический
характер и характер теоретических суждений. Следующим этапом урока был этап
решения заданий В6 и С8. Каждая группа поочерёдно представляла результаты своей работы.
В ходе
урока использовались следующие методы и приёмы: работа с текстом (материалы
из периодической печати, выдержки из работ известных учёных и философов и др.),
использование наглядности (таблицы, презентация), метод дискуссии. В конце
урока учащимися были самостоятельно сформулированы выводы по теме урока. Из
недостатков можно указать, что после ответов учащихся, учитель нечётко сформулировал окончательные выводы, ответы на
вопросы, а они необходимы для окончательной записи в бланки ответов ЕГЭ.
Урок прошел на удовлетворительном методическом уровне.
5 декабря учитель истории Варнавская М.В.
дала открытый урок обществознания
по теме «Политическая сфера общества» в 9 классе. Тип урока – повторительно
-обобщающий. Форма урока – урок-практикум с элементами дискуссии. В ходе урока
прослеживались следующие его этапы: определение
цели и задач самими учащимися, мотивация учебной деятельности; повторение и
актуализация опорных знаний; закрепление связей и отношений в объектах изучения
путём выполнения практических заданий; подведение итогов урока; домашнее
задание. Урок начался со вступительного слова учителя, где была поставлена
проблема: «В нынешние времена – все политика. Так ли это?».
Как вы понимаете смысл данного высказывания? Затем
работа по вопросам темы была организована по группам, которые выполняли различные
задания: обосновывали различные точки зрения на власть, работали с текстом
Конституции РФ; по группам выполняли различные задания и обосновывали свои
суждения. На заключительном этапе урока была организована дискуссия по спорным
вопросам и предлагался к выполнению тест по образцу заданий ГИА. Завершился
урок обсуждением проблемы, поставленной в начале урока: «В нынешние времена –
все политика. Так ли это?» Домашнее задание было предложено по выбору:
написание синквейна или составление списка вопросов Президенту по какой-либо
проблеме.
Из
недостатков урока надо отметить: недостаточно организованная самостоятельная
групповая работа учащихся, отсутствие чётко сформулированных выводов,
нерационально распределённое время и как следствие нехватка времени из-за чего
выпал один элемент урока.
4 декабря учитель географии Сляднева Н.А.
провела открытый урок в 8 «А» класс «Разнообразие внутренних
вод России»е . Тип урока – повторительно-обобщающий. В начале урока была произведена
актуализация знаний учащихся, учитель прочитал стихотворение о реке и предложил
ученикам самим сформулировать тему предстоящего урока, а затем была объявлена
целевая установка для учащихся: что им необходимо сделать на уроке, как будет
организована работа, и как она будет оцениваться. На втором этапе урока была
организована индивидуальная работа по проверке знания географической
номенклатуры, затем работа со схемами и
проверка знания терминологии. На третьем этапе урока класс был поделён на группы.
Каждая группа получала задания: определение координат устья рек, по
стихотворным отрывкам определить название реки, по характеристике озёр
определить их название, найти по атласу города, стоящие на реках.
В
ходе этапов урока прошла проверка и закрепление знания номенклатуры,
терминологии, умения систематизировать полученные знания. В целом ряде заданий
прослеживались межпредметные связи географии с литературой и историей.
На
уроке были использованы следующие методы работы: проблемно-поисковый, ИКТ. Такие методы работы позволили включить всех учащихся в режим активной работы, стимулировали мотивацию детей в течении
всего урока, способствовали активизации внимания и мыслительной деятельности учащихся. Из недостатков урока надо отметить нерационально
распределённое время и как следствие отсутствие заключительного этапа урока.
5 декабря учитель Михайлова С.Е. провела
открытый урок обществознания в 6 «А» классе по теме «Семья». Тип урока:
изучение нового материала, форма Урок был организован в форме индивидуально-групповой
работы с элементами игры, с использованием ИКТ. Используемые методы: проблемно-поисковый
и самоконтроля, практический, эвристический, эмоционального стимулирования. В
ходе урока учащиеся работали с учебником (индивидуальный тип работы), с
карточками и учебником для самостоятельного составления рассказа (работа в
парах и группах). Затем была организована проверка результатов работы.
Закрепление прошло в форме беседы и возвращению к заданию «Верное или неверное
утверждение?» Из недостатков урока необходимо отметить ошибки в изложении
фактического материала по теме, допущенные учителем, а так же недостаточная
организация в самостоятельной работе учащихся.
В ходе недели
проведены и внеклассные мероприятия. Варнавская М. провела в 8 «Б» классный час
«Кто он - герой нашего времени?», а так же классные часы в 5-11 классах,
посвящённые Дню Российской Конституции, её 20-летию.
Всеми учителями МО «Обществознание» был
подготовлена игра, посвящённая 20-летию Конституции Российской Федерации среди
учащихся 9-11 классов. Команды знатоков выполняли разнообразные задания,
отвечали на вопросы. Игра была
организована на высоком уровне и вызвала повышенный интерес у детей.
Исходя из анализа проведения предметной
декады, учителям общественных наук, рекомендуется: в целях повышения качества образования
продолжать регулярно использовать на
своих уроках ИКТ, использовать на уроках вопросы тестового контроля, в том
числе и на бланках ЕГЭ, учится строить уроки в рамках новых образовательных
стандартов и больше уделять внимание организации системно-деятельностного
подхода работы на уроке, как и требуют
стандарты второго поколения, шире использовать новые технологии работы, которые
позволяют формировать у учащихся универсальные учебные действия.
Руководитель
МО учителей общественных дисциплин
Варнавская
М.В. 12 декабря 2013 года.